История города Калязин

Упоминания в летописях о первом поселении (Никола на Жабне), находящемся на месте нынешнего Калязина, относятся к XII веку. Значение поселения возросло с основанием в XV веке Калязинско-Троицкого (Макарьевского) монастыря на противоположном берегу Волги.

В 1466 году на пути в Индию монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин. В конце XVII века в район монастыря совершал свои «потешные походы» молодой Пётр I.

В конце XVII века Калязинская подмонастырская и Никольская слободы, а также село Пирогово были объединены в одну Калязинскую слободу. В 1775 году указом Екатерины II слободе был присвоен статус уездного города. -перепечатано с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Калязин

Калязин - один из старинных русских городов. На берегах Волги и Жабни первые поселения угро-финских племен, затем и славян-кривичей восходят к IV-V вв. н.э. Первое известное поселение, упомянутое в одной из русских летописей, называлось "Никола на Жабне". Это поселение значится в списках городов и местечек, сожженных монголо-татарами во время нашествия 1238 года. Появление "Николы на Жабне" относится к ХI-ХII вв. - в пору начавшегося хозяйственного и политического подъема Новгородской земли. Купцы Великого Новгорода, торгуя с русскими и другими землями по Волге, в устьях небольших рек устраивали свои опорные пункты, строили небольшие церквушки и называли их в честь покровителя мореходов Николая Мирликийского. Таким опорным пунктом для новгородских купцов и стал монастырь "Никола на Жабне", на месте нынешней колокольни бывшего Николаевского собора, разобранного перед затоплением в 1940 году.

Истории известно, что на нашей калязинской земле в 1134 году был основан Юрием Долгоруким городок - крепость в устье р. Нерли - Константин (Коснятин, Скнятин), разоренный и сожженный не раз во время княжеских межусобиц. Село Константинове на Жабне, снесенное в 1940 году в связи с затоплением, было основано в то же время.

Существует несколько версий о происхождении названия нашего города. Вот одна из них. Происхождение слова "Калязин", предполагает И. Ф. Никольский, один из знатоков калязинской истории, очень древнее. Оно, по одному объяснению, происходит от угро-финского слова "кола", то есть "рыба", и указывает на то, что первые поселенцы этих мест были рыбаки угро-финских племен весь и меря. Интересно также отметить, что в Новгородской губернии была распространена фамилия Калязины.

Свидетельством раннего проживания веси и меря в нашем крае являются угро-финского названия реки Нерль (Мерль) (см. 2-е изд-е), деревень Вески Нероновские, Вески Порецкие, Весленево. Таким образом, версия об угро-финском происхождении названия нашего города имеет некоторое основание. Калязинский поэт и публицист А. Д. Комлев полагает, что название поселения «Калязин» произошло от финского слова «кальяааси», означающего «небольшое парусное судно».

Другая версия связывает название нашего города с возникновением не позднее 1434 года на левом берегу Волги Троицкого монастыря на землях местного боярина Ивана Коляги. "Житие преподобного Макария" - основателя монастыря - повествует следующее.  Матвей Кожин, так звался в миру будущий о. Макарий, происходил из с. Кожино Кашинского уезда из боярской семьи. После смерти жены Матвей постригся в монахи, назвал себя Макарием и удалился в Кашинский Клобуков монастырь. Через несколько лет Макарий с семью другими монахами ушел из Клобукова монастыря и построил кельи в 18 верстах от города Кашина между двух озер вблизи левого берега Волги.
По преданию, около 1444 года рядом с кельями Макария и других монахов была построена деревянная Троицкая церковь, давшая название новому монастырю. Рост монастыря, его известность привели в беспокойство Ивана Колягу. Чтобы приостановить рост монастыря, Иван Коляга решил убить Макария. Но замысел не удался. От какой-то моровой болезни погибла вся семья Ивана Коляги, сам же он тяжело заболел, явился к Макарию и постригся в монахи. С сего времени, говорится в "Житии преподобного Макария", и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино "от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его". Возможно, так оно и было, других свидетельств, подтверждающих это предположение, нет.

В 1466 году монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин на пути в Индию. Вот что он записал в своей книге "Хожение за три моря" (Эттеров список XVI в.): "...поидох вниз Волгою и приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной... и у игумена благословив у Макария... И с Колязина поидох на Углеч... на Кострому..."

До конца XVII века на месте существовавшего до затопления Калязина были две слободы: Подмонастырская, или Калязинская, Никольская на правом берегу Волги, и село Пирогово на правом берегу Волги в устье речки Жабни. В конце XVII века все три поселения, связанные территориально и экономически, объединились в одну Калязинскую слободу.

В ХVIII-ХIХ вв. Калязин приобрел облик города; сформировались улицы Московская, Никольская, Тверская, Набережная реки Волги, Садовая и др. В 1878 г. был посажен пленными турками городской сад, сохранившийся до настоящего времени. Набережная, сквер на берегу Волги, городской сад стали любимыми местами отдыха и гуляния горожан.

В 1775 году указом Екатерины II Калязинская слобода была объявлена городом Калязином. Город получил герб, на котором были изображены старинные крепостные ворота. Их изображение сохраняется в гербе города и сегодня. В то же время образовался Калязинский уезд.

Местоположение Калязина как приволжского города определило его социально-экономическое развитие: по Волге через город товары шли крупными партиями в Москву и Петербург, в отдельные годы проходило до нескольких миллионов пудов хлеба, мяса и других товаров. Два раза в год здесь устраивались ярмарки, купцы приезжали из Углича, Переславля, Устюга. В городе и уезде широкое распространение получили многие промыслы: кузнечный, сапожный, портновский, валяльный, кружевной. Накануне первой мировой войны в уезде было 126 артелей, в которых трудилось около 25 тыс. кустарей.

Наиболее крупными предприятиями в конце XIX - нач. XX вв. были сапоговаляльные фабрики Виноградова в с. Поречье (90 чел. рабочих с годовым производством 45 тыс. пар валенок) и Кубышкиных в д. Василево (85 чел. рабочих с годовым производством 34 тыс. пар валенок). Среди крестьян Калязинского уезда вследствие малоземелья, низкой урожайности полей было распространено отходничество, то есть выход крестьян на заработки после окончания осенне-полевых работ. Большое число кустарей-отходников составляли валяльщики.

Ленин в работе "Развитие капитализма в России" писал: "В Калязинском уезде Тверской губернии мы видим, с одной стороны, домашнюю работу на "фабрикантов"..., а с другой стороны, именно этот уезд - гнездо "кустарей"-валяльщиков: их выходит из этого уезда до 3000 чел...." (В. И. Ленин, Полн. собр. соч... т. 3, с. 393), В 1914 году кустарей-валяльщиков в уезде насчитывалось почти 8 тыс. человек.
В конце XIX в. в Калязине проживало 8243 жителя (3794 мужчины и 4449 женщин). Промышленность в городе была развита слабо:
фабрик и заводов 17. Из них 2 водочных и 5 крахмальных заводов, 1 маслобойня, 1 мыловаренный завод, 2 воскобойно-свечных мастерских. С XVII в. в Подмонастырской слободе молодые и пожилые женщины занимались плетением кружев. До 800 человек в городе занимались кружевным промыслом. Калязинские кружева были невысокого качества, но дешевы и сбыт их был значителен. Один из путешественников заметил: "И долго останутся в памяти от Калязина величавые башни и стены монастыря, темный могучий сосновый бор, звон коклюшек и тихий плеск волны".

Сельское хозяйство в Калязинском уезде было на самом низком уровне. Население уезда в начале XX века - 133,4 тыс. человек, в том числе 64,7 тыс. мужчин и 68,7 тыс. женщин, в основном это были крестьяне. Им принадлежало 65,8% земли в наделе, остальная земля (34,2%) была частновладельческая. Средний размер надела на душу надельного населения только 1,4 дес., а на одно крестьянское хозяйство по уезду -7,8 дес. Средний урожай по уезду в начале XX в. и накануне первой мировой войны составлял: ржи 30-40 пуд., овса 40-50 пуд., ячменя 50-60 пуд., картофеля 80-90 пуд. Таким образом, перед революцией у крестьян было мало земли, скота и хлеба.

Система народного образования в Калязинском уезде не охватывала обучением всех детей школьного возраста. В 1911 году в школах всех типов обучалось немногим более 7 тыс. человек, что составляло не свыше 50% всех детей, подлежащих обучению. К началу революции в уезде грамотность составляла только 58,7%: мужчины — 80%, женщины - 35%.
В 1903 году в городе на средства калязинского купца Н. М. Полежаева было открыто низшее механико-техническое училище. В том же году началось строительство нового здания училища на ул. Тверской (ныне ул. Ленина), которое было закончено к 1905 году. В училище принимались только мальчики из хорошо обеспеченных семей купцов, чиновников, мещан. Каждый учащийся носил обязательную форменную одежду. В 1903-1904 учебном году было принято 32 ученика. Училище готовило специалистов средней квалификации для развивающейся российской промышленности.
В 1880 году в г. Калязине было открыто на базе уездного училища городское училище по положению 1872 года. Многие годы оно не имело своего помещения. В 1882-1883 гг. для городского училища и других городских учреждений было построено новое здание на ул. Московской (ныне ул. Карла Маркса). Это здание сохранилось до настоящего времени. В нем располагаются классы основной школы № 2. В училище принимались только мальчики из семей торговцев, мещан и богатых крестьян. Обучение было платным, обязательным считалось ношение форменной одежды. Мальчиков обучали русскому языку, математике (арифметике, алгебре, геометрии), физике, черчению, рисованию и счетно-бухгалтерскому делу. В 1912 г. городское училище было преобразовано в высшее начальное училище с четырехлетним сроком обучения. До Великой Октябрьской социалистической революции в городе имелись три церковно-приходских школы и женская гимназия (ул. Московская, ныне К. Маркса, д. 12/15), на селе - 32 земских и 10 церковноприходских школ и одна школа Министерства народного просвещения. На территории Калязинского уезда до революции сеть учреждений здравоохранения не обеспечивала все население города и уезда элементарной медицинской помощью. Земская больница в Калязине была основана в 1867 году, а в с. Нерль - в 1873 году. Население было вынуждено обращаться за медицинской помощью к знахарям, которые "лечили" путем заговора, употреблением трав и "святой воды". В начале XX века, особенно после революции 1905-1907 гг., наблюдается оживление культурной жизни в г. Калязине и уезде. В городе сформировалась самодеятельная труппа любителей театра, которая готовила спектакли и ставила их в залах "Доброхотной копейки", технического и городского училищ. Усилиями местных музыкантов устраивались концерты, ставились оперы. В художественной самодеятельности города участвовали учителя городского и технического училищ, женской гимназии и чиновники государственных учреждений.

Дополнительная информация